Технологии Blogger.

Что православный не должен делать на кладбище


Доброй традицией считается, придя на кладбище, «помянуть» стопкой-другой похороненного здесь родственника или друга, а то и вовсе - устроить поминальный «пикник» прямо на могиле. Традиция эта, безусловно древняя, но - не христианская.
Тризна

Обычай «пировать» на месте погребения был присущ ещё языческим славянским племенам. Назывался он «тризна» и был неотъемлемой частью большого погребального обряда. Доподлинно неизвестно, в чём именно заключался этот обряд – письменные источники крайне скудны.
Больше интересного - в нашей группе https://goo.gl/pjgnHp
Известно, что помимо ритуальной трапезы, тризна включала в себя песни, пляски и, ритуальное веселье и состязания в память об умершем. Обычно совершали это всё близ места погребения.

Тризна включала в себя и особые обряды, связанные с умершим: омовения и одевания усопшего в самые лучшие и дорогие одежды, а затем – сжигание тела на специально сооруженном для этого месте.

Особо торжественной была тризна в честь князей, вельмож или воинов. Эти обряды являлись своеобразными «проводами» в иной мир, и, помимо состязаний и пиршеств, тризна сопровождалась разнообразными жертвоприношениями богам, дабы те «достойно» встретили и приняли умершего, не прогневавшись на живых.

Христианское поминовение

Христианство, придя на славянские земли, конечно, не смогло вытравить языческих обычаев, но церковная традиция во многом смогла преобразить и облагородить их.

Обычай поминать усопшего трапезой всегда одобрялся Церковью, однако с некоторыми оговорками. Христианство всегда рассматривало поминальную трапезу как акт милосердия: угощение в память об усопшем делалось, прежде всего, для бедных и нуждающихся, с просьбой помолиться за это о душе покойного.

И сейчас в церковной практике существует обычай приносить в храм продукты «на канон» для поминовения усопших родственников и близких: потом эти продукты идут на общую церковную трапезу или раздаются нуждающимся. Предполагается, что, вкушая их, мы мысленно помолимся и вспомним о том человеке, в память которого принесли это пожертвование.

Многолетний отрыв от христианской традиции поспособствовал тому, что единственным доступным и понятным способом поминовения усопшего стало именно застолье -«поминки», в том числе и на кладбищах.

Изначальный христианский смысл этого события был подзабыт, да и само погребение обросло множеством суеверий. Например, многие стали ставить для покойного водку и хлеб, выливать спиртное на могильный холм, рассыпать на нём крошки и оставлять продукты.


Это можно объяснить – оставляя еду на могилах, многим кажется, что они как бы оставляют частичку от себя, проявляют внимание и любовь к тому, кто похоронен там. Кто-то считает, что покойному будет лучше, если к надгробию прилетят птицы поклевать хлеб и крупу.

Однако христианство говорит нам о том, что кладбище – это лишь место «успения», то есть сна. Они и назывались раньше «погостами» - местом, где «гостит» прах человека до всеобщего воскресения. И чтобы человеку в будущем с радостью войти в это воскресение, согласно христианскому учению, нужно, чтобы те, кто остался на земле поминали его в молитвах и делах милосердия – только так можно принести действительную пользу душе усопшего близкого человека.

Потому, конечно, поминальная трапеза не должна совершаться на месте погребения, и продукты, а тем более – спиртное, на могилах ни к чему. Лучше, придя на кладбище, прибрать могилу и просто помолиться об усопшем, или пригласить священника для совершения литии. Ведь молитва— это главное, что мы можем сделать для ушедших в иной мир.

Идолище поганое описываемое в русских былинах сравнивали с Змеем Горынычем, Тугариным, Калин-царем и прочими негативными персонажами, которые существовал в то время. Это не только страшный, но и безобразный, в некоторой мере комический герой. Он считался противником добрых былинных героев.

Описывается он так: «Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чашки, косая сажень в плечах, а туловище, как несменная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек». Воспоминания об этом чудище есть в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

На самом же деле это персонаж является просто собирательным образом, отрицательным героем, прототипом врага. В былинах его еще называют «нечестивым», «некрещенным», «проклятым татарином», «идолом-скоропитом», главным врагом того времени – татарином. Это прожорливый и ненасытный персонаж, который говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы».
Факты, указывающие на существование этого персонажа

Согласно другому мнению этот образ еще представляет собой мусульманина, подтверждение тому – рассказы с народа. Одна из былин говорит о том, что Идолище, после захвата еще очередного города запретил звонить в колокола и подавать милостыню, а милостыня в православии — это избавление от множества грехов.

О том, что он другого вероисповедания указывает также факт сражения Идолища с Ильей Муромцем. Илья Муромец спасает Киев и все благодаря строительству колокольни, которая очень не понравилась именно Идолищу, который имел иное вероисповедание.

Зачем был придуман этот образ?

В то время, Русь очень часто проигрывала своим врагам, а образ Идолища Поганого, а также его гибель от рук богатыря должна была поднять дух народа, поддерживать русских воинов.

Изначально в таких былинах отрицательными персонажами были печенеги, половцы, такие как Шарукан (половецкий князь), хан Тугоркан. Но из-за постоянного переделывания сказаний собирательным образом всех негативных персонажей стал Идолище Поганое.



Комментариев нет