Алиса Фрейндлих: «Когда оглянулась, то поняла, что впереди ничего нет, что жить надо было жаднее»
В жизни она редко плачет. Но может заплакать, посмотрев хороший фильм, или
на спектакле, когда что-то очень растрогало. Раньше, когда была моложе,
плакала от обиды. Сейчас не плачет, потому что не обижается — считает, сама
не безгрешна, ищет вину в себе. Когда бывает стыдно, предпочитает
извиниться.
Обаяние Алисы Фрейндлих безгранично — женское, человеческое, актерское.
Причем так было и 30, 40 лет назад, и сейчас…
Когда-то, еще на заре их отношений, будущий супруг, режиссер Игорь
Владимиров, сказал Фрейндлих: «Твой стиль — гамен, мальчишка-сорванец. Не
меняй его никогда». И она следует его совету всю жизнь: «Я даже стесняюсь
того, что называют шикарным. У меня есть, например, шубка норковая. Но я
редко ее ношу. Она чаще в шкафу висит и кормит моль. Предпочитаю удобную
спортивную куртку. Украшения люблю. Но часто просто забываю, что купила
новые серьги. Так они и лежат».
Она проста и одновременно изысканна — а на экране может быть как нескладной
начальницей Калугиной, так и королевой Анной Австрийской. Она обладает
своей, особой манерой во всем — в том, как говорит, двигается, слушает
собеседника, смеется, даже в том, как берет сигарету. При этом — ни грамма
манерности.
Все ее киногероини абсолютно разные. Ими восхищаешься, им сочувствуешь, они
возмущают — но всегда понимаешь, что есть у них какая-то своя правда, своя
боль, как у Огудаловой из «Жестокого романса» или у провинциальной стареющей
примы из «Успеха». А еще за всеми ними очень интересно наблюдать — так много
нюансов привносит в их «рисунок» актриса! Сколько шарма в ее отчаянной,
по-детски непосредственной пенсионерке Тумановой («отечественной мисс
Марпл») — героине сериала «Женская логика», сколько озорства и молодого
куража в 90-летней скульпторше из фильма «На Верхней Масловке».
Наверное, все эти качества сполна присущи и самой Фрейндлих, которая
никогда не боялась пускаться в авантюры, решительно менять судьбу, шагать в
неведомое. При этом — пройдя огонь, воду и медные трубы — не потеряла в себе
ребенка.
Сегодня трудно, нет, невозможно, невероятно представить, что долгие годы ее
не было в кино, что мы жили без нее, без ее «мымры», без этого голоса,
убеждающего нас, что у природы нет плохой погоды! И даже трудно
запоминающаяся фамилия Фрейндлих не стала помехой нашей любви, нашему
признанию. А ведь все это пришло уже тогда, когда она стала не просто
театральной актрисой, но театральной звездой Ленинграда.
Тем не менее в кино играла только небольшие роли, эпизоды. Это
обстоятельство и заставило некогда Алису Бруновну сказать: «Мои чувства к
кинематографу не имеют взаимности, я его люблю, а он меня нет…» Хотя нельзя
сказать, что она так уж переживала из-за этого! Театр всегда был главной ее
любовью: «Да, немножко было обидно. Но это чувство быстро проходило, потому
что у меня еще с первых шагов все было как-то очень удачно и заметно.
Начиная с институтского дипломного спектакля, сразу зашелестевшего по
театральным ушам…» Она и сейчас больше любит.
Почему, отчего кино не замечало ее столько лет? Здесь не одна причина.
Во-первых, с первых же проб ей заявляли, что у нее не киногеничное лицо. Она
и сама не раз признавалась, что ее огорчала неправильная скульптура ее лица,
как говорили кинооператоры. Есть нормы, которым она никогда не
соответствовала. А операторы не утруждали себя лишней работой, чтобы суметь
правильно показать это уникальное лицо, которое может быть очень разным и
меняться до неузнаваемости при минимуме грима.
Во-вторых, долгие годы кино проходило мимо, потому что театр не оставлял
сил уже ни для чего. Все 70-е были отданы сцене: в то время оба они с
Владимировым были целиком поглощены рождением и становлением своего
«ребенка» — Театра имени Ленсовета. «Строительство» театра занимало 24 часа
в сутки.
Но это были добровольные самоотречения, вспоминает Алиса Бруновна: «Такие
отречения нужны для того, чтобы работать в театре — ведь эмоциональный
бункер у человека один. И если актеры слишком расточают себя в обычной
жизни, излишне пылко ее проживают, то потом на сцене остается только
ложечкой выскребать остатки — и выходит все очень бедненько…».
Ее, совсем еще юную, можно увидеть и узнать в молоденькой буфетчице в
популярном и поныне любимом фильме «Полосатый рейс», вышедшем на экраны в
1961 году. Примерно в то же время Эльдар Рязанов пробует Фрейндлих на роль
Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе». И выносит вердикт — «ее
женственность прет из любого костюма». А представляете, если бы ее звезда
взошла уже тогда? Или чуть позже — в 1968 году, в «Зигзаге удачи», когда тот
же Рязанов опять обратился к Фрейндлих. Увы… опять не сложилось, потому что
она ждала ребенка, дочь Варю.
Но Рязанов, действительно «подсевший» на Фрейндлих, не унимался —
попробовал ее и на роль Нади в «Иронии судьбы», правда, потом сказал
достаточно обидное: мол, героиня должна быть просто сказочно хороша собой,
так, чтобы герой мог в нее молниеносно влюбиться — а это, мол, не про
Фрейндлих…
Но наконец упорному Рязанову удалось найти тот «чудный» образ, который
стопроцентно подошел к Фрейндлих, — образ «мымры», преображающейся в
красавицу! Это был всем известный «Служебный роман». Надо сказать большое
спасибо Игорю Владимирову, отпустившему Алису Бруновну на довольно
длительные съемки.
Фрейндлих загорелась ролью — и, на удивление даже самому Рязанову, не то
чтобы боялась предстать в кадре, мягко говоря, не слишком привлекательной,
наоборот, лично приложила руку к тому, чтобы сделать свою Калугину как можно
менее женственной: «Не могу сказать, что мне это было очень трудно. Может
быть, наоборот, та степень привлекательности, которая должна была появиться
в результате, далась с большим трудом. Я сама выбрала себе костюм из
кримплена, унылый и страшный, пятьдесят четвертого размера (тогда Фрейндлих
весила около 50 кг, то есть 44-й размер). Это нисколько не испугало меня,
потому что я знала, что впереди — реабилитация этой женщины…»
Она любит смотреть на горящий огонь — будь то камин, печка или свеча, и… на
воду. Очень любит лес, обожает собирать букетики из полевых цветов. Одна из
ее непреходящих страстей — грибы. Она даже зимой во сне видит грибной лес.
Умеет не только собирать, но и солить, мариновать, суп из них варить… Когда
есть возможность, любит долго спать по утрам.
«Хорошее настроение сейчас у меня бывает, когда собираюсь с дочкой по
магазинам, — смеется Алиса Бруновна. — Она построила дачу, и мне нравится
что-то вместе покупать. Когда Варя была маленькая, она все время строила
какие-то домики и на вопрос, во что она играет, отвечала: «В уютие!» Вот и я
до сих пор люблю эту игру…»
Она, как и очень многие актеры, безумно суеверна: «Я веду себя в полном
соответствии с народными обычаями — в случае чего и сплевываю, и по дереву
стучу, и домой не возвращаюсь, потому что знаю, что поход будет неудачный. И
в черных кошек верю. А если текст роли падает на пол, что очень плохо для
актера, тут же па нее сажусь. Обязательно в театре мне достанется 13-е место
или в вагоне — полка с этим номером, но это число для меня
счастливое…»
В жизни она редко плачет. Но может заплакать, посмотрев хороший фильм, или
на спектакле, когда что-то очень растрогало. Раньше, когда была моложе,
плакала от обиды. Сейчас не плачет, потому что не обижается — считает, сама
не безгрешна, ищет вину в себе. Когда ей бывает стыдно, предпочитает
извиниться. Даже из инстинкта самосохранения.
В ней сочетается несочетаемое — педантичность с расхлябанностью,
рациональность с эмоциональностью, сила со слабостью. Наверное, в этих
противоречиях и есть самое интересное, индивидуальность личности. Иногда она
бывает слабой женщиной, а порой сама удивляется собственной силе. Будучи
очень пластичной и отважной, за свою жизнь она сделала столько разных
кульбитов и ни разу не сломала ни одной косточки!
Она по-прежнему молода душой. Но говорит, что в этом диссонансе как раз и
заключена трагедия: «Когда ты много знаешь и многое накопил за жизнь, но
реализовать уже не можешь — твоя физическая данность находится в
противоречии с душевными потребностями и желаниями. В этом и заключена
главная драма стареющего человека — когда душа не поспевает за физической
оболочкой. Хочется взлететь, а уже не взлетается…»
Свою жизнь Алиса Бруновна считает счастливой, говорит, что неожиданные
повороты в ее судьбе были удачными. Хотя переживания и печали тоже были. Но
добавляет — как говорили умные люди, «лишь тот, кто страдал, способен
умудриться душой».
Абсолютно благополучный человек и в искусстве вряд ли что-то родит. К тому
же безоблачное счастье бывает, по ее мнению, только у дураков: «Моя главная
ошибка в этой жизни — я слишком долгое время думала, что вся жизнь еще
впереди. Что я все еще успею. И многое, может быть, упустила именно из-за
этого странного ощущения. А когда оглянулась (это было лет десять назад),
поняла, что впереди уже совсем ничего нет. Тогда-то и осознала, что это было
ошибкой. Что жить надо было жаднее».
По материалам:
Громкие легенды
Post a Comment