ИНУИТЫ НИКОГДА НЕ КРИЧАТ НА ДЕТЕЙ. ИХ СЕКРЕТ — СТОРИТЕЛЛИНГ
В то время как американские, европейские и российские родители рвут на себе
волосы в попытках «больше никогда не кричать на детей», ходят на
многочисленные курсы по управлению гневом и делятся друг с другом советами
из серии «сосчитать до миллиарда» и «похлебать водички», родители-инуиты еще
тысячи лет назад открыли секрет мирной жизни с детьми. Он очень простой:
чтобы не кричать на детей — надо просто не кричать на детей.
Инуиты — это те же эскимосы. Живут по берегам Северного ледовитого океана,
и кажется эта экстремальная жизнь их устраивает. Пришельцы из западных
цивилизаций периодически приезжают к инуитам, чтобы их поизучать, ведь
удивительный же народ — живет в тяжелейших природных условиях, практически
всегда на морозе, имеют ограниченный рацион, но при этом очень довольны
своей жизнью.
В 1970-х годах в одно канадское инуитское село приезжала социолог Джин
Бриггс, провела с ними полгода, пожила их жизнью, понаблюдала за их
взаимоотношениями и была ошарашена тем, что инуитские родители вообще
НИКОГДА НЕ КРИЧАТ НА ДЕТЕЙ. Даже голоса не повышают. Они, конечно, по сути
своей спокойный народ, но ведь дети и святых могут выбесить. И тем не менее,
инуитские родители всегда сохраняли присутствие духа и повышать голос или
сурово повести бровью — ни-ни. Для них это запрет внутренней культуры.
Размышляют инуиты об этом просто и по-философски: кричать на детей
унизительно для взрослого. Ты же взрослый, ты можешь контролировать эмоции,
а ребенок — еще нет, он только учится. И если вдруг ты не сдержался и
закричал, считай, ты скатился на уровень ребенка. Дети это, конечно, хорошо,
но взрослому вести себя как ребенок унизительно — получается, что ты так и
не вырос, дядя. Чему может научить взрослый человек своих детей, когда
кричит? Только тому, что когда ты сталкиваешься с трудностью, ты можешь
кричать. Но крик не продуктивен, от него нет толку. Он только заставляет вас
нервничать, заставляет плохо себя чувствовать и морально, и физически. В
инуитской культуре не слушают человека, который орет. Просто
игнорируют.
Психологи написали уже тысячи книг о том, что дети учатся у нас всему — в
том числе и эмоциональному саморегулированию, впитывают сценарии поведения,
сценарии того, что позволительно, а что нет. Инуиты всей своей историей
показали, что это правда, и что не орать на детей вполне реально. Спокойные
родители выращивают следующее поколение спокойных родителей, которым и в
голову не приходит мысль орать на своих детей, ведь на них же не
орали.
Даже если ребенок решит разгромить всю и глу, они будут сохранять
непроницаемое лицо и, пожалуй, еще чайку себе плеснут и подождут, пока
дитятко не набуянится. А когда набуянится… инуиты возьмут его к себе на
ручки и ласково объяснят, что делать так было нельзя, потому что теперь
придется все чинить и наводить порядок.
Это не преувеличение. Загуглите, поищите статьи об инуитской модели
воспитания, книгу Бриггс (она называется «Никогда не в гневе»), вы
убедитесь, что один из подходов к детям, проверяющим границы дозволенного,
является спокойное объяснение последствий того, что ты делаешь. Решил
ударить маму? Ну что ж ударь, узнаешь, что будет. А будет маме больно! Она
покажет это своему малышу — мимикой, словами, слезами, грустью. Покажет, что
решение ударить — плохое. Жалко тебе маму? Так ты в следующий раз, когда
захочешь кого-то ударить, подумай о том, что ты сделаешь ему больно. Разве
ты хочешь именно этого? А если нет, учись сдерживаться… На таких простых
примерах инуиты и учат детей контролировать свой гнев с самого детства. Ведь
зачастую мы страдаем именно из-за последствий гнева, вовремя не
остановленного. Сломал вещь — придется чинить, обидел человека — придется
возвращать его доверие, а это не так-то легко.
Но в северной жизни много опасностей, и ни один нормальный инуит не скажет
своему маленькому ребенку: «хочешь знать, что там в океане? ну, что ж, иди
посмотри». Если бы инуиты поступали так в каждом случае — никаких детей бы
не напаслись. Для таких случаев у них есть другой подход, невероятно
эффективный в воспитательном плане — сторителлинг.
Сторителлинг — старое доброе рассказывание историй, в которых есть герой
(не обязательно человек), который с чем-то сталкивается и что-то
преодолевает. Мифы, легенды, предания — все это сторителлинг. Инуиты
великолепно владеют мастерством рассказывания историй. И вместо того, чтобы
просто запретить ребенку ходить к берегу океана, они рассказывают историю о
том, что в океане живет страшный монстр Калупалик, который, как только видит
ребенка одного, без родителей, сразу выплывает из океана, хватает ребенка и
уносит на дно.
История, конечно, рассказывается по всем канонам триллера, так, что малышей
впечатляет до мурашек. В истории будет малыш, который не слушался маму и
пошел играть к кромке воды, и вариации про маму, слезы которой теперь
превратились в реку, или старшего брата, который решил переплыть океан, но
так и не нашел потерявшегося братика. После таких историй никто не ходит к
берегу океана, даже самые озорные дети. Те дети, что уже выросли, и
понимают, что это сказки, не спешат разуверить малышей, потому как обладают
чувством ответственности перед родом — зачем же подвергать опасности
малышей? Ради чего?
Другая страшилка о северном сиянии объясняет малышам, почему из иглу нельзя
выходить без шапки в сильные морозы и ни в коем случае нельзя снимать ее на
улице. Потому что северное сияние отрубит голову тому, кого увидит на улице
без шапки.
Страшилок для малышей в инуитской культуре довольно много. Припасены почти
на все случаи, связанные с риском для здоровья и жизни. Но не одни только
страшные истории рассказывают родители в воспитательных целях. Есть истории
поучительные, добрые, трогательные, они развивают разные стороны души
маленького ребенка…
Об особенностях воспитания инуитских детей заговорили снова примерно два
года назад. Когда в одной из газет вышла статья
про одну из девочек, за жизнью которых в 70-е наблюдала Джин Бриггс.
Девочка выросла, сама стала мамой и подтвердила, что тысячелетние
педагогические приемы по-прежнему работают в инуитской общине. Да,
современный мир пытается корректировать стиль поведения молодых инуитских
матерей (и не в лучшую сторону), но у них пока еще хватает мудрости ему
противостоять. Чтобы не кричать на ребенка — нужно просто на него не
кричать. Объясни ему спокойно, расскажи о последствиях, не понимает —
расскажи историю.
И однажды я тоже начала рассказывать дочери истории. Совершенно
спонтанно.
Моя дочь никогда не закрывала дверцу холодильника плотно, хоть я
просила-просила, ругала-ругала, все бесполезно, она не относилась всерьез к
этому бытовому процессу. И вдруг я сочинила страшилку: «Если дверь
холодильника будет долго оставаться открытой, то холодильный монстр растает,
выберется ночью и съест все твои конфеты».
Дочке 5 лет, и она мгновенно захлопнула холодильник. А потом подбежала ко
мне и с таким оживлением стала просить рассказать побольше о том конфетном
монстре, который живет в холодильнике, что я едва успевала сочинять
«правдоподобные» истории о нем и его многочисленной монструозной родне.
Например, об обувном невидимом монстре, который очень любит порядок на
обувных полках, и если обувь раскидана, то он может подставить тебе
подножку, что ты упадешь и расшибешь себе лоб. А еще про то, что дома
«живут» пауки, которые заводятся в шкафу, если одежда валяется комом, пауки
обожают беспорядок и вьют себе там гнезда. Теперь в шкафу дочки
самоподдерживающийся порядок и аккуратно составленная обувь в
прихожей.
Да, с точки зрения современной психологии, все эти страшилки могут быть
вредны для нежной психики ребенка, его нельзя запугивать, у него травма и
все дела. Но как показывает инуитский опыт, да и желание самих детей
бесконечно слушать страшилки, то — нет! Немножко страшилок в воспитательных
целях творят чудеса. Мы же читаем им страшные сказки про Гензель и Гретель,
про Красную Шапочку, про Мальчика-с-Пальчик, да еще и на ночь, и ничего, не
боимся травм. А если приручить нескольких монстров в утилитарных целях —
неужели это будет страшнее, чем мама, которая сама каждый день превращается
в орущего монстра?
Post a Comment